Программа развития муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 27 с. Екатериновка на 2011-2016 гг.
«Компетентность личности – основа самореализации учащихся в образовательном процессе»
Принята Утверждена решением педагогического совета на заседании Совета школы МБОУ СОШ № 27 протокол №1 от 29.08.2011г. протокол №1 от 30.08.2011 г.
С.Екатериновка 2011 г ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Цели Формирование ключевых образовательных компетенций на основе главных целей общего образования, социального опыта и опыта личности, основных видов деятельности ученика: ценностно-смысловой, трудовой, личностного самосовершенствования, учебно-познавательной, общекультурной, коммуникативной, информационной.
Задачи 1.Разработать и внедрить новое содержание образования в школе через переход на ФГОС. 2. Обеспечить условия для реализации прав школьников на образование, создать условия для формирования предметных теоретических знаний и реализации их индивидуальных возможностей. 3.Создать максимально комфортные условия для самореализации каждого обучающегося при продвижении по образовательному маршруту. 4.Создать в образовательном учреждении условия для развития ключевых компетенций обучающихся. 5. Формировать ключевые деятельностные компетенции - креативность, умение работать в команде, проектное мышление и аналитические способности, коммуникативные компетенции и способности к самообучению. 6. Изменить методы, технологии обучения, расширить информационно-коммуникационные технологии, способствующие формированию практических умений и навыков анализа информации, самообучению; 7. Формировать проектную деятельность у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности с целью предоставления им оптимальных возможностей для получения универсального образования, реализации индивидуальных творческих запросов. 8.Создать условия для оперативного учета образовательных ожиданий родителей и формирование их образовательных потребностей, педагогическое просвещение родителей. 9.Создать в образовательном учреждении условия для усвоения и функционирования в обществе норм, принципов и идеалов о добре, справедливости, общественном долге, чести, достоинстве. 10.Создать условия для сохранения здоровья и обеспечение безопасности жизнедеятельности обучающихся.
Программа разработана на основе проблемно-ориентированного анализа деятельности педагогического коллектива и раскрывает такие приоритетные направления развития, как качественное образование, воспитание, совершенствование системы управления, укрепление здоровья учащихся.
Основные этапы и формы обсуждения и принятия Программы. Сроки реализации программы
1. 2011-2012г. Мониторинг состояния школы в современных условиях: - изучение научно-методической литературы, отечественного опыта по формированию компетентностной личности, по осуществлению компетентностного подхода в образовании; - определение дальнейших путей развития школы в условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование» и инициативы Президента «Наша новая школа».
2. 2012-2013 г . Этап диагностико-проектировочный: - изучение условий и ресурсов исходной ситуации; - разработка проектов ключевых событий программы; - создание банка научно- методических и практических материалов по новым педагогическим технологиям, образовательным программам.
3. 2013-2015 г. Этап практический: - выполнение плановых мероприятий; - реализация подпрограмм и инновационных проектов; - расширение спектра образовательных услуг; - освоение новых педагогических технологий; - разработка системы контроля реализации проектов; - проведение мониторинга результативности выполнения программных мероприятий; - осуществление перехода образовательного учреждения в новое качественное состояние с учетом изменяющейся образовательной среды.
4. 2015-2016 г.Этап завершающий: - мониторинг педагогических и социальных эффектов реализации программы развития; - проведение диагностики учебных достижений, психофизической благополучности учащихся; - соотнесение результатов с поставленными целями по реализации программы; - подготовка отчетных материалов; - анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы.
Ожидаемые результаты реализации программы
Финансовое обеспечение Программы:
Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: муниципальный бюджеты и внебюджетные средства ( спонсорские средства, средства грантов, добровольные пожертвования)
Актуальность разработки программы развития. Концепция современной парадигмы образования - деятельность, цель которой - развитие личности. Государственная политика в области образования отражена в Законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года, в Федеральной и Региональной программе развития образования. В этих документах представлена модель личности, которая должна отвечать требованиям современного развития общества. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны». Программа разработана на основе проблемно-ориентированного анализа деятельности педагогического коллектива и раскрывает такие приоритетные направления развития, как качественное образование, воспитание, совершенствование системы управления, укрепление здоровья учащихся.
Характеристика социальной среды
Село Екатериновка имеет все характеристики сельскохозяйственного района, окружение школы составляют организации с/х назначения (ООО « Агро-Мичуринское», фермерские хозяйства). В этих условиях школа становится культурно-образовательным центром, объединяющим все объекты социума. Поэтому понятие «образовательной среды» включает все сферы общественной жизни и структуры гражданско- административного управления. Средняя общеобразовательная школа№27с.Екатериновка является муниципальным общеобразовательным учреждением Сальского района. С января 2006 года село Екатериновка стало центром Екатериновского сельского поселения. В селе проживает 3500 человек. В связи с активной миграцией начала 90-х годов XX века турков-месхетинцев из Узбекистана, изменился национальный состав учащихся школы: русские – 90% турки-месхетинцы- 10%
Социальный состав семей учащихся: - интеллигенция – 10% - предприниматели – 1% - рабочие, служащие – 62% - безработные – 27%.
Общее количество детей в ОУ – 208, из них воспитывается в : - полных семьях– 110 (52,8%) - неполных – 36 (17,3%) - многодетных – 62 (29,8%) - находящихся в социально-опасном положении – 4 (1%)
Связь МБОУ СОШ №27 с социумом можно представить в виде схемы
Рис.1. Схема взаимодействия в рамках социокультурной инфраструктуры.
Связь МБОУ СОШ №27 с субъектами социума осуществляется на договорных началах. Сотрудничество с агропромышленными предприятиями позволяет улучшить материальное положение семей обучающихся и формировать у школьников трудовые навыки. Сотрудничество с Администрацией Екатериновского сельского поселения позволяет решать вопросы: - организации субботников по благоустройству села; - оказания помощи семьям, находящимся в социально-опасном положении; - трудоустройства учащихся в летний период.
Информационная справка о школе
Сведения об учащихся. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №27 с. Екатериновка реализует программы начального, основного общего и среднего (полного) общего образования. В школе обучается 203 учащихся. - на первой ступени – 77 учащихся; - на второй ступени – 108 учащихся; - на третьей ступени – 18 учащихся
Всего в школе 11 классов- комплектов, средняя наполняемость класса – 18,5 учащихся. Школа работает в одну смену в режиме пятидневной недели в 1-8 классах и шестидневной недели в 9-11 классах. 100% учащихся обеспечены горячим завтраком, для 85 % организовано льготное питание.
Сведения о педагогических кадрах. Школа полностью укомплектована кадрами. Процесс обучения осуществляют 24 педагогов. Из них 5 высшей категории, 4 первой категории. Показатель квалификационного уровня – учителей высшей и первой категории – составляет 37,5%. Характеризуя педагогический коллектив по уровню образования и стажу работы, можно сделать вывод о работоспособности, активности и перспективности кадрового потенциала школы: а) по уровню образования:
б) по стажу работы:
За последние 3 года курсы повышения квалификации на базе РО ИПК и ПРО прошли 18 учителей, за последний год -8. Общее количество педагогов, повысивших профессиональный уровень в области современных педагогических технологий, составляет 15 человек, это 62%. Отмечены наградами 2 учителя – грамотой Министерства Просвещения и Науки РФ.
Прохождение курсовой подготовки
Все педагоги школы подготовлены к использованию ИКТ в образовательном процессе, положительна динамика участия педагогов и учащихся в творческих конкурсах, предметных олимпиадах, смотрах районного и областного уровней В течение ряда лет педагоги школы принимают участие в районном конкурсе педагогического мастерства « Учитель года». (1998 год - Ивко Т.В., учитель русского языка и литературы; 2006 год,- Наволока Т.В. , учитель русского языка и литературы; 2007 год - Болдырев А.В., учитель физики), «Учитель года Дона – 2009» - Ивко Т.В., заместитель директора по УВР.
Особенности образовательного процесса. Образовательная программа школы реализуется на основе Базисного учебного плана 2004г., минимума содержания образования и требований к подготовке выпускников государственного образовательного стандарта 2004 года во всех классах, федерального перечня учебно- методической литературы, рекомендаций по реализации регионального компонента образования, положения о проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников. Дополнительное образование осуществляется во второй половине дня, в выходное и каникулярное время. На базе школы организованы 15 кружков и секций, 10 учащихся занимаются в музыкальной школе, помещение для занятий предоставляет школа. Для проведения кружков, занятий по интересам, организации клубов, центров в школе имеются помещения и оборудования. Работают в системе дополнительного образования 13 учителей школы, что позволяет охватить большинство учащихся дополнительным образованием и сделать его финансово доступным в условиях села. Школа имеет свои традиции, поддерживает связь с выпускниками разных лет. Ежегодно проводится Вечер встречи выпускников в первую субботу февраля. Создается школьный сайт, где на странице « Наши выпускники» будет размещена информация о достижениях выпускников, о юбилейных встречах, о проблемах школы. Инициативная группа выпускников «Союз» оказывает помощь в подготовке внеклассных мероприятий, организации встречи с выпускниками, выступает в качестве спонсоров при проведении внутришкольных мероприятий.
Условия безопасности. Школьное здание является типовым и рассчитано на 465 мест. Здание построено в 1976 году. Все требования Государственной противопожарной службы и СанПиН к условиям организации образовательного процесса ежегодно выполняются в полном объеме. За годы функционирования школы не отмечено чрезвычайных ситуаций, за последние 3 года практически отсутствуют замечания в предписаниях органов санэпидемнадзора, противопожарной службы, инспекции по охране труда и правоохранительных органов. В настоящее время школа имеет все необходимое противопожарное оборудование и тревожную кнопку. Систематически проводятся учения по эвакуации школьников, распределены обязанности в случае чрезвычайных ситуаций. В школе есть преподаватель ОБЖ, учебный кабинет, комплект наглядных пособий и учебно- тренировочного оборудования. Вся документация по обеспечению безопасности участников образовательного процесса ведется в полном объеме. За последние 3 года не отмечено случаев травматизма учащихся и работников школы во время образовательного процесса и вне его.
Условия образовательного процесса. Учебно- материальная база учреждения соответствует требованиям, предъявляемым к обеспечению образовательного процесса. В школе 14 учебных кабинетов, оборудованных компьтерами, компьютерный класс на 14 рабочих мест. Планируется открытие второго компьютерного класса, школа подключена к Интернет-сети. Школой постоянно приобретаются компьютерные обучающие программы. Актовый зал вмещает 120 человек, оборудован читальный зал. Школьная столовая предусматривает 80 посадочных мест и соответствует требованиям санитарно- гигиенических норм. Для физической подготовки учащихся используется спортивный зал и спортивные площадки: футбольная, баскетбольная, полоса препятствий. Библиотечный фонд школы составляет 12 715 книг.
Общественно- государственное управление школой Представляет собой систему органов школьного соуправления и самоуправления, между которыми распределяются управленческие полномочия, способствующие развитию в целом общеобразовательного учреждения. Формами самоуправления являются: - общее собрание трудового коллектива; - Совет школы; - педагогический совет; - общешкольный родительский комитет. Общее руководство школой как образовательным учреждением осуществляет Совет школы, состоящий из представителей обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогических работников школы и общественности. Совет школы избирает из своего состава представителя, который руководит работой Совета, проводит его заседания и подписывает решения. Непосредственное управление школой осуществляет директор, назначаемый начальником управления образования по согласованию с Главой Администрации Сальского района. Заместители директора назначаются директором по согласованию с начальником управления образования. Педагогический совет – коллегиальный орган, объединяющий педагогических работников школы, действует в целях развития и совершенствования образовательного процесса, повышения профессионального мастерства и творческого роста педагогических работников. Общешкольный родительский комитет решает вопросы предоставления школьникам льготного питания и контроля его качества, оказания материальной помощи школе. Представители родительского комитета являются членами школьного Совета профилактики, в ведении которого – профилактическая работа с семьями, уделяющими недостаточное внимание учебе и воспитанию своих детей, работа с трудными подростками, организация рейдов в места массового отдыха молодежи. На сегодняшний день у школьников недостаточно успешно развиваются такие качества, как готовность к адаптации в современном мире, коммуникативные и оценочные умения, в целом – ключевые компетентности. Это многоаспектная проблема, и одним из путей ее решения является создание условий для сочетания общественных и государственных форм управления образованием на различных уровнях, создающих условия для формирования у выпускников образовательных учреждений ключевых компетентностей. Органы ученического соуправления и самоуправления включены в организационную структуру школы в виде особого представительства в составе Совета школы. В школе накоплен положительный опыт по развитию детской инициативы благодаря ученическому самоуправлению. В разные периоды самоуправление наполнялось разным содержанием, по – разному называлось: совет отряда, штаб, комитет. Но всегда в основе этой работы было развитие лидерских качеств, формирование опыта сопричастности, сопереживания, сотрудничества. Сегодня в школе работает объединение младших школьников « Солнышко», строящее свою деятельность на основе программы « Продвижение», а также организация « Союз школьников» для учащихся 5-11 классов. « Союз школьников» координирует работу четырех секторов: спортивного, культурно- массового, школьной редколлегии, сектора дисциплины и порядка. Выборы председателя ученической организации проводятся на общешкольном ученическом собрании на конкурсной основе с использованием современных избирательных технологий. Деятельность органов ученического самоуправления является хорошей школой для самореализации личности. Воспитанию гражданственности, ответственности, активности старших школьников способствуют деловые игры: « Выборы в Донской парламент», « Выборы Главы муниципального образования», « Выборы Главы Екатериновского сельского поселения». Наиболее массовыми и интересными мероприятиями, подготовленными и проведенными ученическими организациями являются «Осенний бал», «Весенний бал», «Новогодние праздники», Дни Здоровья, внутришкольные соревнования по игровым видам спорта « Шиповка юных» (легкоатлетическое четырехборье), «Осенний кросс». Управление осуществляется в соответствии с уставом школы, образовательной программой учреждения, программой развития, годовым планом работы школы, сметой доходов и расходов. Эти документы разрабатываются, обсуждаются и представляются на заседаниях и собраниях всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей, общественности. Результаты деятельности школы открыто представляются в публичных отчетах на родительских собраниях, на собраниях трудового коллектива, в СМИ муниципального уровня.
Концепция Заявленные Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»: повышение качества образования, его доступности и эффективности требуют конкретизации применительно к деятельности образовательного учреждения с учетом все более возрастающей роли образования в развитии личности и общества, ориентации образования на социальный эффект. Проблема повышения качества образования для школы является одной из важнейших. Это определяется необходимостью успешного освоения всеми учащимися образовательной программы, формирования навыков исследовательской деятельности учащихся, подготовки их к дальнейшему обучению и осознанному профессиональному выбору. Данная проблема приобретает особую актуальность в условиях развития компетентностного подхода и оценки качества образования в школе на основе единого государственного экзамена. Важной для школы является проблема введения и эффективного использования современных образовательных технологий. Проблема заключается в необходимости сочетания новых технологий и лучших отечественных традиций образования. Важной проблемой является доступность образования, которая понимается педагогами школы в контексте новых образовательных технологий. Доступность образования заключается в создании особых психолого-педагогических условий в школе, позволяющих каждому ученику освоить образовательную программу и быть успешным. Важной проблемой, которую призвана решать настоящая программа развития, является демократизация школьного уклада. Особенно важным является использование потенциала родителей и местного сообщества в качестве ресурса развития школы. Как показывает анализ проблем, которые решает в настоящее время школа, необходим целостный подход к их решению. Педагоги и родительская общественность в качестве такого целостного подхода рассматривают средовой подход. По данному научно-практическому направлению в течение ряда лет в школе были проведены педагогические советы, конференции родителей и научно-педагогической общественности, семинары. В результате обсуждения проблем, которые решает школа, было принято решение создания программы развития по теме «Компетентность личности - основа самореализации учащихся в образовательном процессе»
Формирование концепции школы: «Компетентность личности - основа самореализации учащихся в образовательном процессе» Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет цели образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть, ключевые компетентности, определяющие современное качество образования»
Ценностные приоритеты развития школы. Основные цели деятельности. Стремиться к созданию условий для образования творческой, свободной, социально и профессионально компетентной личности, адаптивной и адекватной на индивидуальном, личном, профессиональном и социальном уровнях, способной жить в гармонии с собой и позитивно относиться к окружающему миру. Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Перейти к системе управления, создающей наилучшие условия для согласования целей основных участников педагогического процесса: учащихся, родителей, учителей. Создать эффективную, постоянно действующую систему непрерывного образования учителей. Оптимизировать систему социального и психологического сопровождения учебного процесса. С целью повышения возможностей профессионального развития педагогов разработать индивидуальные карты их профессионального роста. Продолжить работу по дифференциации образования, создать условия для формирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Создать максимально благоприятные условия для опытно-экспериментальной работы. Создать условия для установления прочных интеграционных связей между системой среднего и дополнительного образования, разработать новые образовательные и учебные программы на интегративной основе. С учетом новых образовательных стандартов. Создать постоянно действующую систему информирования коллектива школы о современных педагогических достижениях, передовом педагогическом опыте и об опыте создания и использования новых педагогических технологий. Оптимизировать систему внешних связей школы, в том числе и путем использования возможностей школьного информационного центра.
Базовые ценности школы. Ключевые ценности современной отечественной педагогики: обеспечение прав и свобод личности, выполнение Конвенции о правах ребенка, общечеловеческие ценности, патриотизм, осознание себя гражданином России и хранителем их исторического и культурного наследия. Ориентация на солидарность и сотрудничество с представителями различных культур, жизнь в согласии с собой, с окружающими людьми, с природой в целом. Сочетание традиционных ценностей с новыми идеями развития. Семья, здоровье, образование, труд как основа жизнедеятельности. Профессионализм и этика трудовых отношений как основа профессиональной карьеры. Ценности, на которых уже сегодня основана и будет основываться в дальнейшем деятельность школы: · осознание идей гуманизации и гуманитаризации образования, понимаемых как процесс изменения типа образования; · доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей; · стремление к высокой психологической комфортности для всех субъектов педагогического процесса; · стремление к высокому уровню самоорганизации детского коллектива и коллектива учителей; · атмосфера свободы творчества, способствующая творческому развитию учеников и учителей; · безусловное обеспечение высокого стандарта образования для всех выпускников школы; · стремление к обеспечению социальной и допрофессиональной адаптации выпускника. Концептуальная модель компетентностей педагогов школы Настоящий педагог нашей школы должен обладать такими качествами, как: наличие высокого уровня общей, коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации сложной коммуникации, осуществляемой в режиме диалога; способность к освоению достижений теории и практики предметной области: к анализу и синтезу предметных знаний с точки зрения актуальности, достаточности, научности; способность к критической оценке и интеграции личного и иного (отечественного, зарубежного, исторического, прогнозируемого) опыта педагогической деятельности; стремление к формированию и развитию личных креативных качеств, дающих возможность генерации уникальных педагогических идей и получения инновационных педагогических результатов; наличие рефлексивной культуры, сформированность потребности в саморефлексии и в совместной рефлексии с другими субъектами педагогического процесса; наличие методологической культуры, умений и навыков концептуального мышления, моделирования педагогического процесса и прогнозирования результатов собственной деятельности; готовность к совместному со всеми иными субъектами педагогического процесса освоению социального опыта; освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, отработки и интерпретации информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков; принятие философии маркетинга в качестве одной из основных идей деятельности педагога в условиях становления рыночных отношений в образовании; принятие понятия профессиональной конкуренции как одной из движущих идей развития личности педагога; наличие культуры педагогического менеджмента в широком смысле, то есть стремление к самоопределению в ситуации ценностного выбора и к принятию ответственности за конечный результат педагогического процесса, что определяет профессиональную успешность в условиях конкуренции; сформированность теоретических представлений о системно-педагогическом мышлении, наличие опыта системного исследования педагогической деятельности в целом и собственной педагогической деятельности; осознание метода педагогической деятельности как одной из высших профессиональных ценностей педагога.
Задача педагогов школы – воспитать выпускника, обладающего следующими качествами: готовность к жизни в современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, понимание особенностей жизни, ориентация в возможностях этой жизни для развития своих духовных запросов, ориентация в научном понимании мира, умение ставить реалистические жизненные цели и быть способным их достигать; наличие продуманной и практически реализуемой жизненной стратегии по сохранению и развитию своего физического, психического и нравственного здоровья; способность к творческому созиданию своей личной жизни, ее осмысленной организации на основе национальных и общечеловеческих ценностей, любви к своей Родине и уважения традиций иных национальных культур; коммуникативная культура, владение навыками делового общения, простраивание межличностных отношений, способствующих самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни; высокая познавательная мотивация, готовность выпускника основной школы к достижению высокого уровня образованности на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования; совмещение рационалистического и эмоционально-ценностного подходов к жизни, умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения; способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и осознанию своих обязанностей; адекватная самооценка (внутренняя гармония и самоконтроль); стремление к продуктивной жизни (максимальной реализации своего индивидуально-личностного потенциала). Задача педагогов школы - воспитать выпускника, обладающего ключевыми, общепредметными, предметными компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационной, коммуникационной и прочих сферах.
Основные направления работы воспитательной системы школы. Работа школы направлена на реализацию стратегии развития воспитания подрастающих поколений, определенной в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Целью программы является создание на уровне школы оптимальных социально-педагогических условий для развития личности в процессе образования на основе ее индивидуальных особенностей, обеспечивая высокий уровень образованности, социализации, сохранения здоровья, интеллектуального, духовного и физического развития.
Структура воспитательной системы. 1.Целенаправленность в воспитательной работе. Цели, определенные воспитательной системой, приняты всеми участниками педагогического процесса. 2. Основные методы воспитания. а) Единые педагогические требования б) Мотивация учащихся на самовоспитание. Организовать воспитательную работу так, чтобы целенаправленно пробудить и вызвать потребность у учащихся изменить себя. в) Педагогическая индивидуальная поддержка. 3. Школьная воспитывающая среда. а) Школьный и классный коллектив. Воспитательная система предполагает включенность в систему каждого класса. б) Организация ученического самоуправления . в) Традиции школы. 4.Воспитание на уроке. 5.Система работы классного руководителя. а) Согласованность воспитательных целей с общими. б) Реализация программы нравственного и патриотического воспитания через классные часы. в) Применение технологии индивидуальной педагогической поддержки. Содержание и организация образовательного процесса.
Содержание и организация начального образования. Образ выпускника начальной школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на I ступени. Социальная компетенция Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим». Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах. Соблюдение режима дня и правил личной гигиены. Стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом. Общекультурная компетенция Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность основных черт индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе. Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.
Коммуникативная компетенция Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Сформированность первичных навыков саморегуляции.
Учебный план, его инвариантная и вариантная части. Учебный план составлен на основе концепции содержания непрерывного образования. При отборе содержания образования учитывались следующие дидактические принципы: · гуманизации; · гуманитаризации; · оптимального соотношения вариативного и инвариантного компонентов; · непрерывности и поступательности; · дифференциации; · интеграции; культуросообразности. Особое значение для развития основных потенциалов личности учащихся имеют следующие предметы: · язык и чтение для формирования коммуникативной компетенции; · музыка, изобразительное искусство и художественный труд для формирования общекультурной компетенции; · физическая культура для формирования социальной компетенции все учебные предметы для формирования общекультурной компетенции.
Учебные программы, используемые в образовательном процессе. В соответствии с особенностями детей, и согласно профессиональному выбору учителей образовательный процесс на I ступени строится на основе следующих программ: «Перспективная начальная школа», «Планета знаний».
Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы. Успешность реализации инновационного замысла во многом зависит от того, насколько учителя начальных классов смогут оказать профессионально компетентную помощь младшим школьникам в: · формировании у них основных компонентов учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учеников; · овладении элементарными умениями и навыками неконфликтного, диалогового стиля общения и отношений, освоение азбуки рефлексии и творчества; в развитии способности совершать осознанный нравственный выбор в учебных и других жизненных ситуациях. Для организации личностно ориентированного взаимодействия педагоги первой ступени принимают следующие приемы и методы: · приемы актуализации субъектного опыта учащихся; · методы диалога; · приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора; · игровые методы; · рефлексивные приемы и методы; методы диагностики и самодиагностики.
Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся. Содержание внеучебной деятельности учащихся 1–4-х классов обусловлено целевым ориентиром – образом выпускника начальной школы. В качестве системообразующего фактора построения процесса воспитания младших школьников выступает нравственное воспитание учащихся. Педагогический коллектив поставил перед собой задачу создать школу разных возможностей с широким диапазоном деятельности детей и учителей. Педагогический коллектив школы считает, что воспитание в начальной школе должно быть направлено на формирование личности в соответствии со своими задатками, интересами и склонностями.
Содержание и организация основного общего образования Образ выпускника 9-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на II ступени. Ценностно-смысловая компетенция. Способность ученика видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, умение выбирать цели, принимать решения. От этой компетенции зависит программа его жизнедеятельности в целом. Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций школы. Социально-трудовая компетенция. Школьник учиться выполнять роль гражданина, наблюдателя, избирателя, потребителя, покупателя, производителя. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы ученик осваивал способы физического, духовного, и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности. Развитие основных физических качеств. Учебно-познавательная компетенция. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Информационные компетенции. При помощи учебной, художественной, справочной литературы, видеозаписей, электронной почты, СМИ, Интернета у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Общекультурная компетенция. Определенный круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, культорологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. Коммуникативная компетенция, включающая в себя социокультурную, речевую, компенсаторную, языковую. Включает в себя знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Учебные программы, используемые в образовательном процессе. Содержание основного общего образования ориентировано на продолжение деятельности по формированию ключевых компетенций у школьников.
Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы. Учебный процесс на второй ступени обучения строится на основе принципов личностно ориентированного подхода. Главным предметом учебно-воспитательной деятельности педагогов выступает процесс формирования индивидуальности ребёнка через культурологический аспект. Изучение предметов (русского языка, истории, иностранного языка) на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: · воспитание гражданина и патриота; · развитие и совершенствование информационных и коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации и саморазвития, готовности к трудовой деятельности; · овладение умениями анализировать, опознавать, классифицировать, и т.д. применение полученных знаний и умений на практике. Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой, культурологической компетенции. Педагогические технологии развития критического мышления, дифференцированного, проблемного, продуктивного обучения, модульная технологии образуют технологический компонент учебных занятий в 5 – 9-х классах. Основными формами организации уроков является практикум, зачёт, лекция, семинар, лабораторная работа, дидактическая игра. Применяется технология проектной деятельности. Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся. Главным целевым ориентиром при определении содержания и способов организации внеучебной деятельности учащихся 5 – 9 классов является образ выпускника основной школы. Для формирования ключевых компетенций целесообразно использовать следующие педагогические средства: · образовательные программы; · кружки; · секции; элективные курсы. Основными формами организации воспитательного процесса являются коллективные творческие дела, интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, выставки, праздники, вечера, соревнования. При их подготовке и проведении используются приемы и методы актуализации субъектного опыта учащихся. Создания ситуаций выбора и успеха, индивидуальной и коллективной рефлексии процесса и результатов деятельности. Учащиеся 5 – 9 –х. классов являются субъектами управления жизнедеятельностью в классных коллективах.
Содержание и организация среднего (полного) общего образования. Образ выпускника 11-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на III ступени. Ценностно-смысловая компетенция. Осмысление целей и смысла жизни. Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «самоактуализация», «субъективность». Наличие чувства гордости за принадлежности к своей нации, за свою Родину. Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации. Социально-трудовая компетенция. Школьник учиться выполнять роль гражданина, наблюдателя, избирателя, потребителя, покупателя, производителя. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы ученик осваивал способы физического, духовного, и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности. Развитие основных физических качеств. Учебно-познавательная компетенция. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Наличие желания и готовности продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний, их самостоятельном добывании. Информационные компетенции. При помощи учебной, художественной, справочной литературы , видеозаписей , электронной почты, СМИ, Интернета у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Общекультурная компетенция. Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты; потребность в посещении театров, выставок, концертов и т.д. Коммуникативная компетенция, включающая в себя социокультурную, речевую, компенсаторную, языковую.
Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приёмы. Учителя 10 – 11 классов организуют процесс обучения в соответствии с принципами самоактуализации, индивидуальности, субъектности, выбора, творчества, доверия и поддержки. Технологический арсенал их педагогической деятельности составляют формы, методы и приёмы, которые соответствуют таким требованиям, как: · диалогичность; · деятельностно-творческий характер; · устремленность на установление отношений сотрудничества в учебном взаимодействии; · направленность на поддержку развития субъективных качеств и индивидуальности учащегося; предоставление ученику необходимого пространства для творчества, самостоятельности, осуществления личностно значимого выбора. В процессе обучения старшеклассников используются следующие приёмы и методы: · приёмы актуализации субъектного опыта учащихся; · методы диалога и полилога; · приёмы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора; · метод деловой игры; · методы диагностики и самодиагностики. Лекция, семинар, лабораторная работа, деловая игра, практикум, проект, зачёт являются основными формами организации учебных занятий в старших классах.
Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся. На третьей ступени общего образования приоритетным видом деятельности является познавательно-профессиональная. Ей принадлежит роль системообразующего фактора в построении системы воспитания старшеклассников. Не случайно интеллектуальные игры и конкурсы, конференции, предметные олимпиады, недели, вечера относятся к разряду основных форм организации процесса воспитания учащихся 10 – 11 классов. По сравнению с другими возрастными группами школьников старшеклассники имеют наибольшее представительство в органах школьного самоуправления. В контексте формирования познавательной и коммуникативной культуры учащихся особое значение имеет медиаобразование, призванное помочь школьникам лучше адаптироваться в мире массовой информации и коммуникации. Взаимодействие школы и семьи учащегося осуществляется в различных направлениях: · оптимизация влияния ребенка за счет повышения педагогической культуры родителей (педагогический всеобуч, лектории для родителей, педагогические чтения и т.п.); · частичное включение родителей в учебно-воспитательный процесс ( родительский комитет школы и класса); · партнерское взаимодействие, когда создаются благоприятные условия для реализации специфических возможностей участников взаимодействия (организация досуга, спортивная туристско-краеведческая деятельность и т.д.).
Порядок управления реализацией Программы. Общее руководство работой по Программе развития школы и оценка степени эффективности её реализации осуществляются методическим советом школы. Ход работы над отдельными проектами курируется должностными лицами- представителями администрации школы в соответствии с имеющимися у них функциональными обязанностями и представляется на заседаниях Совета школы, на заседаниях педагогического совета.
Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы. Внутренний мониторинг проводит социально-психологическая служба, администрация. Результаты обсуждаются один раз в полгода. Программа реализуется путем проведения мероприятий в соответствии с основными направлениями.
|
|
|
© sekaterinovka |