Мастер - класс 

Комаров Алексей Михайлович,

       учитель биологии высшей  квалификационной категории

                          МОУ СОШ №27 с.Екатериновка,

 

                                    Комаров Алексей Михайлович,

       учитель биологии высшей  квалификационной категории

                          МОУ СОШ №27 с.Екатериновка,

Отличник народного просвещения, лауреат премии Губернатора Ростовской области(2008 г.). В 1977 году окончил факультет естествознания Ростовского педагогического института. Стаж работы – 33 года (в МОУ СОШ №27 – 30 лет).

                                            Разработка №1

      «Система тестового контроля по биологии как средство обучения учащихся  в условиях введения Единого государственного экзамена».

        В своей работе использую самые разнообразные по форме тестовые задания. Чаще всего они требуют утвердительного ответа на вопрос. Например:

7 класс: Каких животных называют шестиногими друзьями и врагами человека?

A. Паукообразных
Б. Моллюсков

B. Ракообразных
Г. Насекомых

                                                                Ответ: Г

    В вопрос можно включить отрицательную частицу «не», слова «нельзя», «не следует» и т.п.

Скажем: 8 класс Какой орган не относится к выделительной системе?

A. Мочевой  пузырь

Б.Толстая кишка

B. Мочеточники
Г. Почка

                                                     Ответ: Б                                                      

            При проверке, овладели ли обучающиеся биологическими терминами и понятиями, предлагаю определение и к нему несколько разных названий:

9 класс: Изучением закономерностей наследственности и изменчивости организмов занимается наука:

 

A. физиология                                             B. палеонтология
Б. генетика                                                  Г. гигиена

                                                       Ответ: Б

                                                        

                                              

                                                    -2-

             Среди заданий с выбором одного ответа наиболее сложны тесты, в которых предлагается выбрать из ряда правильных ответов один, характеризующий главный признак: основную причину биологического явления или процесса, значение органа и т.д. Ученику в этом случае предстоит определить наиболее точный ответ.

 

10 класс: Каковы главные причины вымирания видов?

 

A. Истребление человеком

Б. Изменение их среды обитания

B. Химические загрязнения

Г. Сужение ареала

                                                                Ответ: Б                                                                                                                     

 

        Определенную трудность вызывают формулировки на выбор метода, применяемого для изучения данного биологического объекта или процесса, а также правильной гипотезы. Это можно объяснить тем, что в современной школе недостаточно внимания уделяется изучению методов науки. Поэтому такие тесты занимают у меня особое место.

Такой тест:

6 класс: Известно, что растение дышит. Выскажите предположение, как это можно доказать.

 

A. Надо рассмотреть растение над микроскопом

Б. Следует провести наблюдение за растущим растением

B. Надо определить газ, который поглощает и выделяет растение в темноте
Г. Надо определить вещества, которые образуются в растении на свету

                                                             

                                                             Ответ: В     

                     

              Характер мыслительной деятельности школьников усложняется при выполнении тестовых заданий, в которых дается несколько правильных ответов. Тестовые задания подобного типа побуждают учеников к аналитической мыслительной деятельности, в основе которой лежит воспроизведение знаний. Подобные  тесты использую для проверки результатов обучения на обязательном для всех уровне овладения учебным материалом.

                                                           

7класс. Какова роль листа в жизни растения?

A. Осуществляет поглощение воды и минеральных солей.
Б. В нем происходит фотосинтез

B. Выполняет опорную функцию

Г. Выполняет функцию испарения воды

Д. Используется животными для питания

Е. Может выполнять функцию размножения

 

                                                     Ответ: Б, Г, Е

                                                          -3-

               Задания, в которых даются только правильные ответы, а от ученика требуется их классифицировать, распределить в группы и занести результаты в таблицу, относят к разряду сложных. Однако после многократных упражнений их можно использовать и для контроля знаний на базовом уровне. Такие задания применяю для проверки знаний о классификации растений и животных, об особенностях животных разных групп. Возьмем такой пример:

11 класс. Найдите среди названных организмов производителей, потребителей, разрушителей органических веществ.

A.Дождевой червь           Е. Клевер

Б.Заяц-беляк                     Ж. Голубь                                                        

B.Мукор                            З. Бактерии                                                    

Г. Волк                              И. Хламидомонада

Д. Пшеница

 

Производители

Д, Е, И

Потребители

Б, Г, Ж

Разрушители

А, В, 3

 

               Вопросы на выявление последовательности происходящих в живой природе событий позволяют мне проверить умение учащихся устанавливать связи между явлениями, процессами, объектами, таксонами. Эти задания требуют сложной мыслительной деятельности, поэтому на первых этапах изучения биологии использую их для проверки знаний отдельных школьников, желающих иметь по биологии хорошую отметку и интересующихся этим предметом. Например,

 9класс. Стадии дробления в развитии зародыша предшествует:

A Появление двух слоёв клеток;

Б. Появление третьего слоя клеток;

B. Оплодотворение;

Г. Образование различных тканей

                                                  Ответ: В                                                         

         

          Тест на определение последовательности событий усложняется, если учащимся предлагается составить ответ из приведенных элементов, определить порядок изложения. Школьникам дается четыре и более правильных элемента ответа на вопрос, а они должны сконструировать из них один ответ. Для семиклассников такое задание:

С помощью букв запишите последовательность расположения органов в пищеварительном канале.

 

A. Ротовая полость

Б. Желудок

B. Тонкая кишка

                                                     

 

 

                                              -4-

Г. Прямая кишка

Д. Пищевод

Е. Толстая кишка

Ж. Глотка

3. Анальное отверстие

                                                                Ответ: А, Ж, Д, Б, В, Г, Е, 3

 

 При обучении биологии важное место имеет проверка не только знаний, но и умений. Контролировать умения очень трудно, поскольку это занимает много времени. Однако с помощью тестов мне удаётся быстро выявить уровень                                                   

овладения умением сразу у многих учащихся. Прежде всего, необходимо контролировать умения, включенные в требования стандарта среднего биологического образования, составляющие минимум обязательной общеобразовательной подготовки. Так требуется, чтобы учащиеся овладели умением готовить и рассматривать микропрепараты, проводить наблюдения в природе, ставить опыты, определять растения, узнавать изученных животных, соблюдать гигиенические нормы, правила поведения в природе и др. Вот пример теста для восьмиклассников:

 

Что необходимо сделать, если человек оступился и вывихнул ногу?

 

A. Самому вправить вывих

Б. Нагреть поврежденный сустав

B. Охладить повреждённый сустав

Г. Больше двигаться

Д. Обеспечить покой поврежденной конечности

Е. Вывих не вправлять, доставить больного к врачу

Ж. Сустав забинтовать

                                                                    Ответ: Д, Ж, Е

 

            Тестовыми заданиями можно быстро проверить степень сформированности интеллектуальных умений. В обучении биологии особенно часто приходится пользоваться сравнением, установлением причинно-                                                        

следственных связей, взаимосвязей, формулированием выводов. Рассмотрим пример:

7 кл. Чем зеленая эвглена отличается от инфузории - туфельки?

 

A. Имеет постоянную форму тела

Б. Имеет ядро

B. Имеет пищеварительные вакуоли

Г. Имеет хлоропласты

                                                                    Ответ: Г

 

              Разнообразные тестовые задания могут успешно применяться как в текущей, так и итоговой проверках знаний и умений учащихся. Для текущей

                                                          -5-

проверки использую все виды тестовых заданий.

        Результаты текущей проверки знаний учащихся 11 класса по теме «Биосфера и человек». Выполняли 15 человек:

5 уч-ся –  «5»;

7 уч-ся -  «4»;

2 уч-ся -  «3»;

«2» - 0;

КО -  80%,        УО – 100 %                                                       

 

            Тесты находят применение на разных этапах урока: проверки и закрепления знаний, изучения нового материала (в последнем случае тестовые задания носят обучающий характер).

Учитывая недостатки применения тестовых заданий, целесообразно использовать их в сочетании с традиционными формами проверки знаний.

Для проведения итогового (тематического, годового) контроля знаний и умений готовлю тесты, состоящие из большого числа заданий (13-20) и традиционных вопросов.

 

Результаты итоговой проверки знаний учащихся 9 класса  (за год):

6 уч-ся  - «5»

8  уч-ся – «4»

9  уч-ся – «3»

«2»  - 0

                     КО  - 61%,         УО  -100%

 

             Для подобного зачета выделяется целый урок. Чтобы не допустить списывания подготавливаю несколько вариантов тестовых заданий. При этом тесты в вариантах должны быть равноценными, идентичными. Нередко наряду с обязательной частью включаю дополнительные вопросы (для наиболее подготовленных детей).

 Таким образом, тестовые формы и методы проверки знаний и умений учащихся чрезвычайно разнообразны и их можно широко использовать как для текущего, так и для итогового контроля за четверть, полугодие, год.

 

                                  Разработка №2

 

Программа элективного курса « Ткани и вегетативные органы высших растений»

10-11 классы.

                 

                                                                  А.М.Комаров, учитель биологии

                                                                  высшей квалификационной категории,               

                                                                  Отличник народного просвещения.

 

 

                                    

 

                                                      -6-                                

                                   Пояснительная записка

 

        Данный курс рассчитан на 35 часов и предлагается учащимся 10-11 классов (по выбору) с целью расширения, углубления и систематизации знаний, учащихся по ботанике, а также рассмотрения основных общебиологических понятий и закономерностей на примере строения и развития растительных организмов.

    Не секрет, что сегодняшние выпускники  хуже всего отвечают на вопросы ботанического характера. Курс биологии растений, или ботанику, в школе изучают в 6-7 классах, когда ученики еще не знакомы с общебиологическими закономерностями, с основами генетики, цитологии, эволюции, экологии. Значительную сложность для учащихся при подготовке к единому государственному экзамену, представляет самостоятельное изучение разнообразия растительных тканей, первичного и вторичного строения стебля и корня, циклов развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений. Это и понятно! Ведь учащиеся 6-7 классов еще недостаточно владеют знаниями о половом и бесполом размножении, о чередовании поколений. К тому же отсутствуют необходимые базовые данные по другим предметам. Все это приводит к поверхностному изучению многих важных вопросов курса ботаники. При подготовке к конкурсным экзаменам в вузы, а также к муниципальным и региональным этапам биологической олимпиады учащимся для ответа на вопросы по разделу

« Ботаника» необходимо использовать знания курса общей биологии. Но школьники не могут спроецировать информацию, полученную в старших классах, на те основы ботаники, которые они изучали несколько лет назад. Представляемый элективный курс « Ткани и вегетативные органы высших растений» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и  охватывает основные общебиологические понятия и закономерности на примере строения и развития растений. Программа способствует реализации учеником интереса к выбранному предмету, уточнению готовности и способности освоения предмета на повышенном уровне, созданию условий для подготовки к государственной итоговой аттестации по биологии. При этом обеспечивается сопровождение талантливых детей, что соответствует целям опережающего развития.

 

 

                                            Задачи курса:

 

- расширение и углубление ведущих понятий темы;

- развитие творческих способностей школьников, самостоятельности их мышления, умения анализировать;

- развитие умения работать с научно- познавательной литературой;

- создание ориентированных и мотивационных основ для осознанного выбора естественно - научного профиля обучения.

 

 

 

                                                   -7-

         Первый раздел программы посвящен углубленному изучению тканей растений, проблеме эволюционного развития тканей, в том числе  вычленению внутри таллома проводящих, запасающих и ассимилирующих клеток, которые дали начало тканям растений. Число тканей и степень их развития  тесно связаны с систематическим положением растительного организма. В разделе показано, что наиболее разнообразные и сложные ткани характерны для высших растений. Классификация тканей основана на их происхождении из той или иной меристемы, строении  клеток и выполняемой ими функции.

 

         Второй раздел сообщает о специализированных органах высших растений, объясняет проблемы, возникшие у растений при выходе на сушу, а также появление полярности у растений на границе двух сред - почвы и воздуха, что привело к образованию двух основных вегетативных органов -  корня и побега. Показано усложнение органов в ходе длительной эволюции растительного мира, что в  свою очередь привело к  разнообразию функций органов растений.

 

 

                                                Раздел 1

 

 

Количество часов

 

        Ткани растений

 

  10

1.

Общая характеристика тканей. Клеточная дифференциация. Возникновение тканей в ходе эволюции. Простые и сложные ткани, их классификация.

   1

2.

Образовательные ткани. Первичные  меристемы: апикальные (верхушечные) меристемы, прокамбий, вставочные меристемы. Вторичные меристемы: камбий; феллоген или пробковый камбий; раневые меристемы.

   1

3.

Покровные ткани. Первичные покровные ткани: эпидерма или кожица; кутикула; трихомы; устьичный аппарат; эпиблема или ризодерма. Вторичная покровная ткань

 ( пробка): пробка или феллема; феллодерма; перидерма; чечевички; корка.

   2

4.

Основные ткани (паренхимы)

Ассимиляционная паренхима или хлоренхима; мезофилл. Запасающая паренхима. Водоносная паренхима. Воздухоносная паренхима ( аэренхима)

 

  1

5.

Механические (опорные) ткани.

Колленхима. Склеринхима – волокна и склереиды (каменистые клетки)

  1

6.

Выделительные ткани. Ткани наружной секреции: железистые волоски, нектарники, гидатоды, пищеварительные железки, солевые железы, солевые волоски. Ткани внутренней секреции: идиобласты, схизогенные вместилища, лизигенные вместилища, млечники

  2

7.

Проводящие ткани. Ксилема: трахеиды, сосуды (трахеи). Флоэма (луб): ситовидные трубки, клетки – спутницы

( сопровождающие клетки). Проводящие пучки: сосудисто-волокнистые пучки, коллатеральные пучки, биколлатеральные пучки, концентрические пучки, радиальные пучки.

  2

 

                    

                                               Раздел 2

 

 

Количество часов

 

 Органы растений

 

    25

1.

Органы высших растений

Возникновение органов в процессе эволюции. Организм растения как совокупность взаимодействующих органов.  Морфологическая и анатомическая организация. Вегетативные и геперативные органы. Гомологичные и аналогичные органы. Тропизмы. Развитие вегетативных органов в антогенезе.

    3

2.

Корень. Корневые системы. Видоизменения корней. Эволюция корня. Классификация корней по происхождению. Микориза, клубеньки, запасающие корни, воздушные корни, ходульные корни, дисковидные корни, корни- присоски, втягивающиеся корни, корневые отпрыски.

  3

3.

 Строение корня. Зоны молодого корня: корневой чехлик, зона деления, зона растяжения, зона поглощения, зона проведения. Первичное строение корня: эпиблема, первичная кора, центральный осевой цилиндр. Вторичное строение корня: перидерма, вторичная кора, камбий, центральная часть.

  3

4.

Питание и дыхание корня. Функции корней. Поглощение воды и минеральных веществ. Транспирация, корневое давление. Корневое питание. Удобрения. Дыхание корней. Функции корней.

  2

5.

Побег. Эволюция побега. Строение побега. Почки. Ветвление (верхушечное, боковое). Многообразие побегов. Видоизменения побегов: столон, корневище, луковица, клубень.

  2

6.

Стебель. Первичное строение стебля однодольных и двудольных растений. Эпидерма. Первичная кора. Центральный осевой цилиндр. Вторичное строение стебля. Покровный комплекс. Первичная (наружная) кора. Вторичная (внутренняя) кора. Камбий. Древесина (ксилема). Сердцевина. Функции стебля.

  3

7.

Лист. Эволюция листа. Строение листа. Жилкование. Многообразие листьев: форма листовой пластинки, простые и сложные листья, размеры и продолжительность жизни листьев, листорасположение. Видоизменения листьев: колючки, усики, чешуйки, листья насекомоядных (хищных) растений, филлодии, части цветка (по своему происхождению – это тоже видоизмененные листья!)

  4

8.

Анатомическое строение листа. Эпидерма

 ( кожица), устьице, основная ткань (мезофилл, губчатая ткань). Сосудисто- волокнистый (проводящий) пучок.

  2

9.

Газообмен у растений. Фотосинтез. Дыхание. Значение транспирации. Величина испаряющей поверхности.

  2

10.

Листопад. Листопадные растения. Вечнозеленые растения  (настоящих вечнозеленых растений в природе нет!)

  1

 

 

 

Примечание: Программа предлагаемого курса носит рекомендательный характер и допускает различное варьирование.

 

 

 

 

 

                                          Литература:

 

1. Концепция  модернизации российского образования до 2010 года.

    Обухов Д.К., Кириленкова В.Н. Клетки и ткани. М.,2008 год

2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего

   образования. М., 2002год

3. Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.Биология растений, грибов, лишайников.

    М., 2008 год

4. Козлова Г.А., Сивоглазов В.И. Растения. М., 2008 год

5. Татаюк В.Х. Анатомия и морфология растений.М., 1972 год

 

Электронные издания:

 

Биология. Строение и жизнедеятельность организма растения.

                  Авторы В.И. Сивоглазов, Н.В. Бабичев. М.,

Биология. Строение высших и низших растений.

                  Авторы В.И. Сивоглазов, Н.В. Бабичев. М.,

Биология. Систематика и жизненные циклы растений.

                 Авторы В.И. Сивоглазов, Н.В. Бабичев. М.

 

 

 

  

                           

© sekaterinovka

Создать бесплатный сайт с uCoz