«Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках физики и информатики как способ формирования социально значимых качеств учащихся» 

 

Анализ работы творческой группы « ИКТ в образовательном процессе»

в 2010-2011 учебном году

 

Для  эффективного использования информационно - коммуникационных технологий в образовательном процессе и в управленческом аппарате в школе была создана и функционирует творческая группа «ИКТ в образовательной процессе». В ее состав вошли: Болдырев А.В-учитель физики и информатики., Губская М.П.- заместитель директора по ВР, Комаров А.М.- учитель биологии, Наволока Т.В.- учитель русского языка и литературы. .

          В 2010 – 2011 учебном году реализация процесса информатизации в школе осуществлялась в соответствии с Программой информатизации , целью которой является создание условий для перехода на новый качественный уровень использования компьютерной техники и новых информационных технологий с целью повышения качества образования в соответствии с современными стандартами образования и поддержки развития творческой работы педагогов.

Работа осуществлялась по следующим направлениям:

- повышение квалификации педагогов в области ИКТ-компетентности;

- создание единой информационной среды;

- методическое сопровождение процесса информатизации;

- участие в разнообразных Интернет - конференциях, конкурсах на различных уровнях;

- модернизация материально-технической базы.       
  По внедрению ИКТ в учебно – воспитательный процесс МОУ СОШ № 27 проделана следующая работа:
1. Разработан и утверждён на методическом совете школы план работы творческой группы по использованию информационно - коммуникативных технологий в учебно - воспитательном процессе.
3. Учителями – предметниками в календарно – тематическое планирование включены уроки с использованием ИКТ (презентации, диски и т.п.);
 4. На заседании творческой группы учителей  ИКТ рассматривались вопросы:

1). «Научно-исследовательская работа учащихся (разработка плана исследования проблемы НИР).»

2). «Роль дистанционных олимпиад в развитии интереса учащихся к предмету. Методика подготовки и участия в  дистанционных олимпиадах»

3). Школьный сайт (редактирование и пополнение). Участие в муниципальном конкурсе сайтов школ.

4). Методика подготовки учащихся к участию в муниципальных, олимпиадах и научно-практических конференциях, конкурсах с применением ИКТ

5). Анализ возможностей портала «Сеть творческих учителей» для оказания методической помощи учителям

      6). Новые электронные издания, их использование в УВ процессе

 

5. В рамках недели математики была проведена методическая неделя «Современные педагогические технологии как фактор формирования образовательного пространства школы»

 6. В 2010 – 2011 учебном году проведены  открытые уроки учителей – предметников с использование ИКТ, которые обсуждались на заседаниях методических объединений. 

7. В конце учебного года был выпущен методический бюллетень « Возможности ИКТ в образовательном процессе»

На дистанционных курсах по программе  «Администрирование свободного программного обеспечения» обучался 1 человек. 1 человек прошел очные курсы по программе «Использования свободного программного обеспечения в профессиональной деятельности учителей-предметников»

          Анализируя   работу учителей – предметников по использованию ИКТ, можно отметить осознание педагогическим коллективов школы того,  что сегодня, в эпоху перехода к посиндустриальному обществу, когда широкое распространение получили информационные технологии, мультимедийные  средства, происходит серьёзное изменение культуры и утверждение новой цивилизации.
    Именно эти особенности современного общества характеризуют состояние образования и обусловливают  принципы его модернизации.

        С целью обновления содержания образования, всестороннего охвата образовательного процесса школы информационными технологиями, в школе функционируют один компьютерный класс (в его комплектацию входят 15 компьютеров, 9 из которых соединены в локальную сеть, 1 многофункциональное устройство, 10 ноутбуков, проектор и интерактивная доска). Стационарно установлены медиаклассы (ПК+ проектор, экран) в кабинете физики, 2 кабинета- начальные классы, биологии, истории. В кабинетах русского языка, ОБЖ, информатики, географии установлены интерактивные доски, благодаря которым  стало возможным использование ИКТ на более высоком уровне.

          Учителями предметниками эффективно используются возможности кабинета информатики - проводятся уроки, дополнительные и внеклассные мероприятия по различным предметам (по запросу), требующих наличия компьютерной техники, тестирование с использованием ИТ; проводятся семинары, педсоветы, методические мероприятия, консультаций и т.п. с использованием ИТ. Осуществляется работа учителей и учащихся над проектными работами (подготовка к итоговой и промежуточной аттестации и т.п.), работа по созданию методических, дидактических материалов, материалов по оформлению кабинетов и т.д. Также проводится консультирование учеников и работников школы по использованию компьютерной техники, подключаемых устройств, оказывается помощь в создании различных компьютерных продуктов, поиске, сборе и обработке информации с использованием различного рода Internet-ресурсов.  У администрации школы также имеется свой рабочий компьютер. Количество компьютеров достаточно для плодотворной работы, как учащихся, так и педагогов. 
        Использование ИКТ в школе осуществляется как с помощью стандартного пакета MS Office, так и с помощью специализированных программ.
    Сегодня в школе успешно функционирует следующий пакет программ: Microsoft Offise, Acrobat Reader 5.1,  Adobe Reader 6.0 CE , Microsoft Offise Excel   и др., которые  просты в работе и доступны любому учащемуся.
   Использование ИКТ при проведении уроков, внеурочных мероприятий вызывает интерес участников, желание использовать ИКТ в своей работе с целью повышения её результативности.
   Сегодня более половины учительского коллектива использует компьютер в своей работе. В воспитательной работе классными руководителями широко используются презентации «О вреде курения», «О вреде наркомании» и т.п.
   Расширение зоны использования ИКТ стало основой формирования информационной культуры всех участников образовательного процесса.
   Сегодня в необходимости использования ИКТ убеждены все члены коллектива.  Всё чаще педагоги школы применяют на уроках презентации  того или иного учебного материала. Для их создания используют в основном программу Power  Point. Она проста, удобна и имеет много возможностей   Проанализировав тематическое и поурочное планирование учителей – предметников можно сделать вывод , что учителями школы активно использовались ИКТ на  уроках, что говорит об эффективности работы педколлектива по внедрению ИКТ в учебно – воспитательный процесс.    

 Все учителя школы пользуются услугами Интернет.   Формирование информационной культуры приводит к формированию единого образовательного пространства школы, главной инфраструктурой которого является размещение в Интернете школьного сайта. Сайт был создан и пополняется под руководством   Болдырева А.В., имеется в архиве немало фильмов и альбомов фотографий о мероприятиях.

Хочется остановиться на некоторых цифровых зонах школы:

       1 АДМИСТРАТИВНАЯ ЗОНА.   Все заместители директора и секретарь активно используют компьютер в работе: обработка информации, (подготовка справок, планов работы, методических разработок, проведение внеклассных мероприятий), передача информации между учреждениями, разработка семинаров – презентаций для учителей, учащихся, родителей.

2 УЧЕБНЫЕ КАБИНЕТЫ.   Многие кабинеты оснащены компьютерами, что позволяет учащимся работать в среде обучающих программ (электронные уроки и энциклопедии, технология тестирования с использованием репетиторов),

 КАБИНЕТ ИНФОРМАТИКИ Здесь сосредоточены новейшие носители информации. После уроков в этих кабинетах работают учителя и старшеклассники в Интернете, получают консультации от учителя информатики.

     3.БИБЛИОТЕКА – МЕДИАТЕКА. Значительно увеличилось количество CD - дисков в школьной медиатеке и учителей предметников.

     4.МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК Педагогический коллектив школы, изучая современные информационные технологии, работает над внедрением в процесс обучения нестандартных форм уроков, над созданием дидактических материалов, электронных учебников, различных презентаций. Педагоги участвуют в различных образовательных программах, осуществляют дистанционное обучение, а также постоянный информационный обмен с помощью электронной почты. Ведется работа по повышению квалификации педагогов, за последние 3 года 14 человек прошли обучение по ИКТ, многие  владеют приемами работы в глобальных информационных сетях. Отсюда следует, что наш коллектив внедряет в практику ИКТ, что кардинально изменяет организацию учебно-воспитательного процесса в школе

               У педагогов и детей есть большой творческий потенциал, педагоги обладают профессиональными знаниями и навыками, поэтому необходимо продолжить работу  по  привлечению учащихся и педагогов школы к участию в различных конкурсах.

Однако свои методические разработки и приложения к урокам в это учебном году были представлены на конкурсах различных уровней лишь у одного человека- Наволока Т.В ,а также проведен мастер- класс учителя биологии Комарова А.М.

               Значительно лучше обстоит дело с участием учащихся в  конкурсах по ИКТ и различных коммуникационных проектах за 2 прошедших года приняло участие более 30 человек.

               Учителя школы активно участвуют в различных семинарах.

     Использование ИКТ внесло дух творчества, превратило коллектив учеников и учителей коллектив единомышленников.
      Но наряду с этим имеется в работе образовательного учреждения ещё много трудностей с использованием в работе ИКТ. Одна из главных трудностей – недостаточное владение учителями школы современными компьютерными программами, необходимыми для полноценной работы, поэтому педагогам необходимо много работать над самообразованием в области использования ИКТ в учебно – воспитательном процессе, ещё не всеми учителями -  предметниками создаются презентации уроков, не на высоком уровне находится проектная деятельность, не все уроки по использованию ИКТ отражены в  календарно – тематическом планировании. Не на высоком уровне проводится работа по использованию ИКТ в воспитательном процессе: классными руководителями  мало проводится классных часов, внеклассных мероприятий с использованием ИКТ, недостаточно используются  ИКТ при проведении занятий объединений дополнительного образования, не создана единая локальная сеть всей школы.

      Исходя из выше сказанного, в целях улучшения учебно – воспитательного процесса,  учителям – предметникам рекомендуется:
1.    Пересмотреть календарно – тематическое планирование с целью выявления уроков, на которых можно  использовать диски школьной медиотеки.
2.    Шире использовать ИКТ в учебно – воспитательном процессе.
3.    Привлекать учащихся к созданию презентаций по тем или иным темам, учить детей работать со справочным материалом, находить нужную информацию в Интернете.
4.    Больше и плодотворнее работать над самообразованием в области использования ИКТ в учебно – воспитательном процессе.
5.    Шире использовать ИКТ во внеурочной и внеклассной работе с учащимися

6. Проводить работы по созданию локальной сети школы.

 

 

© sekaterinovka

Создать бесплатный сайт с uCoz